27 августа (дата для 2006г.) — Ганеша Чатуртхи

Ганеша Чатуртхи Ганеша - щедрый бог мудрости, и Ганеш Чатуртхи празднуется в его честь в штатах Махараштра, Тамил Наду, Карнатака, Андра Прадеш и многих других частях Индии.

В одном Бомбее возведено было более 6000 статуй. Высотой до 10 метров, эти статуи пронесут на украшенных носилках, некоторые - установлены на углах улиц и в домах.

В этот день запрещено смотреть на Луну, поскольку Луна смеялась над Ганешем, когда он упал со своего верхового животного, "ездовой крысы".

Фестиваль дарит индусам чувство единства и возрождает их патриотический дух и веру. Фестиваль настолько популярен, что в Бомбее приготовления начались за несколько месяцев. Фигурки были установлены заранее, к ним подведено освещение и пространство вокруг было художественно оформлено.

Празднования продлятся в течение 7-10 дней.

В последний день, посвященный слоноголовому богу, тысячи процессий сойдутся на побережье Мумбаи, чтобы погрузить святых идолов в море. В Хайдерабаде фигурки будут опущены в Хуссейн Сагар, озеро, соединяющее город с Секундерабадом.

С погружением скульптур под пение "Ganesh Maharaj Ki Jai!" и "Ganpati bappa morya", фестиваль закончится просьбами к Ганешу, чтобы он возвратился в следующем году.

Кто такой Ганеша?

Ганеша - пузатое божество с головой слона, его могут изображать желтого или красного цвета, с четырьмя, или более, до десяти, руками. Ганеша передвигается верхом на крысе, держа в руках веревку, топор, ананас или блюдо со сладостями. Его четвертая рука застыла в благославляющем жесте. Считается, что своим топором Ганеша отсекает у своих последователей мирские привязанности, а с помощью веревки тащит их к правде.

Сын Шивы, Ганеша является в современной Индии одним из самых почитаемых божеств. Ему поклоняются перед любым начинанием, в начале любого обряда или перед путешествием. Наделеный благородством и нежной душой, Ганеша считается также богом мудрости. Его изображения можно найти практически в каждом индийском доме, а также на окраине всех деревень, поскольку Ганеши считают божеством-охранителем.

Ганеша покровительствует брахмачаринам, ученикам, познающим премудрости науки и живущим без семьи, в доме наставника. Есть несколько легенд о рождении Ганеши. Согласно одной из них, супруга Шивы, богиня Парвати, сотворила его из продуктов деятельности своего тела, чтобы он охранял вход в ее дом. Когда Ганеша отказался впустить в дом к Парвати Шиву, разгневанный бог отрубил ему голову. Увидев же горе Парвати, Шива смягчился и пообещал отдать Ганеше голову первого попадущегося ему навстречу существа. Первым Шиве встретился слон.

По другой легенде, Шива сотворил Ганешу из кусочков собственных одежд, поскольку хотел подарить Парвати сына. Впоследствии Шива же оказался повинен в смерти Ганеши - в гневе он отсек сыну голову. Желая искупить свою вину перед Парвати, Шива обратился к богам с мольбой помочь ему отыскать для сына новую голову. После долгих споров и поисков, боги решили отдать Ганеше голову слона, однако, пока они отделяли ее от туловища животного, один из бивней сломался. С тех пор Ганеши часто изображают со сломанным бивнем.

Образ Ганеши очень символичен: он тучен, поскольку вмещает в себя всю Вселенную, своим мощным телом он способен смести на своем пути все препятствия, его ездовая крыса так мала и ловка, что ради достижения религиозных целей может пробраться даже в самое узкое отверстие.

Воплощения Ганеши. Согласно Ганеша-Пуране, у этого божества есть четыре воплощения.

Одно из них, Махакота Винаяка, представляет его десятируким, верхом на льве, источающим ослепительное сияние. Другое, Шри Мауреш - прекрасно сложенное божество с семью руками, разъезжающее на павлине. Шри Гаджаяна темно-красный, у него четыре руки, и он передвигается верхом на мыши. Шри Дхумракету дымчато-серое двурукое божество, чье ездовое животное - лошадь.

По другой классификации Ганеше приписывается восемь воплощений. Это передвигающийся на слоне Вакратунда, ездящие на мыше Екаданта, Маходара, Гаджаяна и Ламбодара, оседлавший павлина Виката, возлежащий на царе змей Шеше Виджняраджа, а также очень похожий на Шиву Дхумра-варна.

Кроме этих общепринятых воплощений, Ганеше приписывают еще тридцать две инкарнации. Наиболее популярны среди них устранитель препятствий Вигхнеш, однозубый Екаданта, любитель сладостей Модакаприя и носящий голову небожителя-ганы Ганапати. Наиболее устрашающее воплощение Ганеши - Винаяка, в генве насылающий на людей несчастья, безумие и гибель.

По словарю

ГАНЕША (санскр. – «Предводитель группы»), поздний по времени формирования (не ранее середины I тысячелетию н.э.), но исключительно популярный персонаж индуистской мифологии шиваитского круга. В поздневедийский период эпитет «Ганапати» (тождественный по значению «Ганеше») принадлежал изначально самому Рудре-Шиве как божеству, неизменно окруженному свитой (Тайттирия-самхита). В эпической и пуранической мифологии Ганеша – сын Шивы и Парвати, представляемый в виде плотного человечка с большим шарообразным животом, четырьмя руками и слоновьей головой с одним бивнем. Легенды вокруг имени Ганеши можно считать «комментариями» к этой наружности. Слоновья голова объясняется в Пуранах двояким образом. По одной из версий, на празднестве в честь рождения Ганеши забыли пригласить одно недоброе божество, которое из мести испепелило голову новорожденного. Брахма посоветовал Парвати заменить ее головой первого существа, которое ей встретится, и им оказался слон. Другое объяснение состояло в том, что Парвати слепила из глины человечка и, омыв его в водах Ганга, поставила стражем перед своими покоями, а когда новый страж преградил туда путь самому Шиве, гневливый бог отрубил ему голову и, увидев отчаяние супруги, обещал приставить к туловищу Ганеши голову первого встречного существа, которым оказался слон. Индологи видят в этих легендах отражение архаического культа слона, приспособленного к шиваитской мифологии. Два объяснения были предложены индийскими мифотворцами и для объяснения того, почему у слоноголового человечка только один бивень. Согласно одному из них, он лишился одного бивня за добросовестное исполнение своих обязанностей сторожа, не пустив на сей раз брахмана Парашураму (одна из аватар Вишну) в покои Шивы; Парашурама, который вообще ни с кем не церемонился, отсек ему один бивень своим топором. По другой легенде, Ганеша сам использовал один бивень в качестве оружия, отломив его и поразив великана Гаджамукху («Слоноволикий» – снова «слоновый мир»), который превратился после этого в крысу, ставшую впоследствии ездовым животным (вахана) Ганеши.

Хотя Ганеша – предводитель низшего пантеона в услужении Шивы, он почитается прежде всего как божество мудрости, бизнеса и устранения препятствий. Эти же функции выполняют обе его жены – Буддхи («Разум») и Сиддхи («Успех»). Ганешу призывали и призывают до сих пор в помощь при каждом начинании, с обращения к нему начинаются многие санскритские сочинения (ему посвящена и отдельная Ганеша-пурана). Изображения и храмы Ганеши исключительно популярны, особенно на юге Индии. В многочисленных храмах, посвященных Ганеше, особо отмечается четвертый день светлой половины месяца – чатуртти, а в месяце бхадра (август-сентябрь) в Махараштре праздник Ганеши отмечают в течение десяти дней.

Источник: www.ratmania.narod.ru