|
10 января — Пост 10 Тевета
В хронологии особо печальных событий еврейской истории 10-е Тевета является первым, а затем следуют 17-е Тамуза, 9-е Ава и Пост Гедалии.
В 3336 году по еврейскому летоисчислению (в 424 году до н.э.) 10-го Тевета началась осада Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором. Осада была длительной и тяжелой и завершилась захватом города и его разрушением, сожжением Храма и высылкой евреев в Вавилон. Пророки того времени постановили, что этот день будет днем молитвы и поста для будущих поколений.
Как мы говорили неоднократно, в еврейской традиции события исторического плана практически всегда трактуются, как имеющие духовную, мистическую или религиозную предпосылку. Такое объяснение осаде Иерусалима и разрушению Храма мы находим в Книге Царей.
Когда евреи пришли в Израиль, Б-г поставил им одно основное условие: «Соблюдайте же все Мои постановления и все Мои законы, исполняйте их, дабы не исторгла вас земля, в которую Я веду вас, чтобы вы жили в ней». (Ваикра, 20)
Из двадцати одного поколения евреев, живших в Израиле до разрушения Первого Храма, лишь некоторые соблюдали божественные законы и заповеди - как простой народ, так и священнослужители переняли обычаи языческих народов, живших рядом с ними, и наполнили страну идолами, поклонялись культовым деревьям и изваяниям.
Чтобы вернуть народ к Торе, Б-г послал ему пророков, но и пророки взывали к сынам Израиля напрасно… «пока не разгневался Г-сподь на Свой народ так, что уже не было исцеления». (Диврей Гаямим II, 36).
Иначе говоря, пост 10 Тевета стал наказанием за отступление от божественных установлений. Поэтому 10 Тевета - это день воспоминаний о разрушенном Храме, день, когда принято вспоминать величие и красоту Иерусалима. Но скорбь все же не является основным содержанием этого дня, 10 Тевета - это еще и день, когда нужно стремиться исправить свои поступки, чтобы евреи смогли стать свидетелями возрождения города «вскоре, в наши дни!»
10-го Тевета произошло еще одно печальное событие, на сей раз лишь косвенно связанное с уничтожением еврейского государства – в этот день был закончен перевод Торы на греческий язык. Это событие религиозная традиция сравнивает с построением Золотого Тельца, поскольку считается, что невозможно перевести Тору на другой язык, не исказив ее смысла. В еврейской традиции это событие описывается следующим образом.
Птолемей Второй - правитель эллинистического Египта, искал возможность оспорить божественное происхождение Торы и природу ее законов. Для этого он призвал 72 еврейских мудреца и приказал им перевести Тору на греческий язык. Если бы Птолемея действительно интересовала Тора, он заявил бы о своем желании заранее и предоставил бы мудрецам возможность совещаться между собой и создать коллективный перевод. Но Птолемей поместил каждого мудреца в отдельное помещение, чтобы они не могли общаться друг с другом. Видимо, его целью было получение различных толкований Торы, ведь в греческой традиции (и в выросшей из нее европейской, современной нам традиции) считалось (и до сих пор считается), что разночтения в переводе вызваны несовершенством источника. Но после окончания работы оказалось, что все 72 перевода идентичны. Даже в тех местах, где мудрецы решили изменить при переводе прямой смысл Писания, они действовали совершенно единодушно.
Появление этих переводов позволило многим народам мира ознакомиться с Торой. Тем не менее, еврейские мудрецы понимали, что перевод не может сравниваться с подлинником, что может стать причиной искаженных толкований Святой Книги.
После создания государства Израиль 10-е Тевета получило еще один смысл. Главный раввинат Израиля постановил, что этот день будет Днем всеобщего Поминовения - Днем памяти жертв Катастрофы, дата гибели которых неизвестна, и тех, по кому прочитать поминальную молитву некому. Поэтому во время молитв на протяжении 10-го Тевета принято зажигать поминальную свечу и произносить Поминальную молитву.
Источник: Интернет-портал «Календарь Праздников»
|
|