3 мая — День независимости Израиля

День независимости Израиля День независимости Израиля (Йом-Гаацмаут) соблюдается не только жителями Израиля, но и многими евреями диаспоры. 14 мая 1948 г. (5 ияра по еврейскому календарю) провозглашено израильское государство. Этот день всегда празднуется по еврейскому календарю.

В Израиле праздник отмечается торжественными приемами и иногда военным парадом. Религиозные евреи читают особые молитвы, прежде всего «Галель». Некоторые ортодоксы, нейтрально или негативно относящиеся к сионизму, осуждают практику отношения к этому дню как к религиозному празднику. Говорят, что видного израильского раввина раби Иосефа Каганмана однажды спросили, читает ли он «Галель» на День независимости Израиля? Остроумный раввин ответил: «Я поступаю так же, как неверующий премьер Бен-Гурион. Он не читает «Галель», и я не читаю «Галель».

В Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и многих других еврейских центрах США празднования и шествия проводятся в воскресенье, ближайшее к дню Йом-Гаацмаут.

День накануне скорбен в той же степени, в какой радостен сам праздник. Он именуется Йом-Газикарон — это день памяти около 14 тысяч евреев, убитых в арабо-израильских войнах. В 11 утра на Йом-Газикарон останавливается весь Израиль — транспорт, производство, беседы — и наступают две минуты молчания.

День Памяти непосредственно переходит в День Независимости. Государство Израиль было провозглашено 5 ияра (14 мая) 1948 года. С тех пор ежегодно страна отмечает дату своего возрождения. В отличие от других праздников, сложившихся в глубокой древности, День Независимости для многих граждан Израиля, активно участвовавших в становлении страны и осуществлении тех огромных изменений, которые произошли за истекшие полвека, является страницей их собственной биографии.

Вечером Дня Независимости муниципалитеты организуют общественные гуляния, громкоговорители транслируют популярную музыку, множество нарядно одетых людей выходит на улицы, чтобы окунуться в праздничную атмосферу. В большинстве синагог проводятся специальные благодарственные службы с чтением Халлель, символизирующего национальное освобождение Израиля.

Вручение Государственных премий в области литературы, искусства и научных исследований, также как и Международный конкурс Танаха (Библии), в котором участвует еврейская молодежь разных стран, проводится в День Независимости. Военные базы открыты для посещения публики, устраиваются воздушные парады и демонстрируется оснащение морского флота.

Молитва «Галель» — собрание радостных псалмов (113—118). В рош-ходеш и в последние 6 дней Песаха читается сокращенный вариант «Галель». Полный вариант читается в синагогах в первые два дня Песаха, на Шавуот, Сукот, Хануку, а дома — во время чтения Гагады во время пасхального «седера».

Поскольку тема «Галель» — благодарение Б-га, религиозные сионисты считают, что эта молитва должна читаться в День независимости Израиля и в день возвращения Старого города в ходе Шестидневной войны (1967). Это проявление религиозности осуждается многими правоверными ортодоксами, которые считают сионизм светским движением и не видят необходимости отмечать праздники сионистов религиозными ритуалами.

Обычаи Дня независимости

Трудно говорить о том, что в Израиле установились уже четкие правила и традиции празднования Дня независимости. Очевидно, тридцать с небольшим лет еще слишком короткий для этого срок. Отсутствие устоявшихся традиций празднования этого дня характерно как для всего израильского общества в целом, так и для религиозных кругов в частности.

В разных кругах нашего общества существуют различные обычаи празднования Дня независимости, но трудно, однако, знать, станут ли эти обычаи традициями, передающимися от поколения к поколению, станут ли они частью еврейской религиозной жизни, не исчезнут ли они с течением времени. Например, даже такая, казалось, сложившаяся уже традиция, как проведение в День независимости военных парадов, прекратилась в последнее время. Неизвестно, как долго продержится обычай ударять в этот день прохожих по голове пластмассовыми молоточками...

Особенно трудно однозначно определить отношение религиозного еврейства к Дню независимости. Для некоторых ультраортодоксальных кругов этот день вовсе не является праздником, напротив, это для них день скорби. Круги эти, как например "нетурей карта" и другие малочисленные группы, считают, что само существование сионистского государства Израиль противно воле Господа, и не приемлют поэтому, разумеется, Дня независимости. Для них не стоит вопроса, каким образом праздновать этот день. Некоторые "отмечают" его постом, как годовщины других несчастий.

Многие религиозные евреи считают, что День независимости — это, конечно, праздник, но праздник, не имеющий особого религиозного значения. Поэтому они не видят причин устанавливать особые религиозные формы празднования этого дня.

И, наконец, широкие круги религиозного еврейства видят во Дне независимости праздник, имеющий глубокий религиозный смысл и требующий нахождения специальных форм выражения этого смысла. В этих кругах существует мнение, что возрождение нашего государства символизирует собой начало новой эпохи — эпохи "начала освобождения" ("атхальта дегеула"). Создание государства Израиль было бы невозможным, не будь на то воли Божьей. Возрождение еврейской государственности после двухтысячелетнего перерыва было бы невозможным, конечно, без героической борьбы и повседневного тяжелого труда десятков тысяч простых евреев в Эрец-Исраэль и в странах диаспоры. Государство Израиль не могло бы выстоять в борьбе с окружающим его враждебным миром без преданности и самоотверженности израильских солдат, без танков и самолетов Армии Обороны Израиля. Но оно также не могло возникнуть и выстоять во всех войнах без помощи Господа, охраняющего и оберегающего его. Чудо создания и существования государства Израиль в этом мире не может быть объяснено только деятельностью — пусть самой героической — людей. Несмотря на всю "материальность" возрожденного еврейского государства, это было чудо, которого мы удостоились по воле Господа.

Таким образом, для тех, кто признает, что День независимости символизирует собой событие, имеющее религиозное значение, возникает необходимость придать этому празднику соответствующие формы, которые выразят внутренний его смысл. Характер празднования Дня независимости не обрел еще, как мы уже говорили, своих окончательных форм, но можно все же говорить уже об обычаях, соблюдаемых большинством религиозных евреев в Израиле и в странах рассеяния.

День независимости — это день радости и веселья, и, следовательно, не должно в этот день печалиться, поститься и т. п. 5-е ияра выпадает в период "сфират гаомэр", т. е. в период между праздниками Песах и Шавуот, когда соблюдаются некоторые признаки траура в память о бедствиях, постигших наш народ после восстания Бар-Кохбы. Так, например, в это время нельзя стричься, не устраивают веселых трапез и т. д. Все эти ограничения не соблюдаются в День независимости.

Молитвы Дня независимости отличаются своим особым, праздничным характером и содержат специальные добавления. Порядок молитв (вечерней —"маарив" —накануне праздника, и утренней — "шахарит") напоминает порядок субботних и праздничных молитв. В "шахарит" читаются праздничные псалмы. И в "шахарит" и в "маарив" читается "галель" — торжественная молитва, прославляющая чудеса, сотворенные нам Господом. В некоторых общинах в главную часть каждодневной молитвы, в "шмонэ-эсрэ", включают специальное добавление "аль ганисим" — "за чудеса (благодарим мы Тебя)", которое произносят в Пурим и Хануку. Как в субботы и праздники, коганим поднимаются к амвону и благословляют народ поднятием рук. В День независимости произносится молитва за благополучие государства Израиль, и в утренней службе читаются отрывок из Торы из недельной главы Экэв (Дварим 7:12-8:18) и "гафтара" (Йешаягу 10:32-11:12). Как и все еврейские праздники, День независимости отмечается и в семейном кругу. Зажигаются праздничные свечи, произносится особый "кидуш" — благословение над вином, устраивается праздничная трапеза.

В некоторых общинах, в частности в религиозных кибуцах, существует обычай торжественного поднятия флага, во время которого на мотив национального гимна "Гатиквы" поют "Песнь ступеней" (Псалом 126). Однако, многие считают, что подобная церемония не соответствует духу иудаизма. В последние годы распространился обычай путешествовать по стране, особенно в тех местах, где велись военные действия во время войн Израиля.