|
3 августа — Пост 9 Ава
Пост 9 Ава (Тиша Б'Ав) – это единственный постбиблейский пост, который начинается накануне вечером и захватывает весь следующий день, так же как и Йом-Киппур. Кроме соблюдения поста (в этом году – 2-3 августа), мы читаем Книгу Плач Иеремии, очень трогательную и захватывающую хронику отчаяния и боли. Это образец поэтической красоты, непохожей ни на одно другое повествование о страданиях, личных или народных. Ее часто читают в синагогах, сидя на полу и при свечах.
Что мне кажется уникальным в том, как в нашей традиции преломился Тиша Б'Ав, это то, что вина за то, что происходит, возлагается целиком и полностью на нас. Мы не виним вавилонян за нечестные военные методы. Мы не обвиняем римлян в навязывании своей власти и денег остальному миру. Мы не придумываем теорий заговора, мы не виним всех, кроме себя. Мы смотрим на своим ошибки, скорбим по собственным ошибкам и просчетам, а затем продолжаем жить.
В Талмуде говорится, что в начале месяца Ав нужно избегать конфликтов со всеми возможными идолопоклонниками, потому что в этот период года звезды не на нашей стороне, и нас ждет плохой исход. Хороший пример того, как в нашей традиции уживаются противоречивые элементы. Кто-то верит в звезды, а кто-то – нет. Давайте надеяться, что правы последние!
Ав в этом году снова застал нас в разгаре ужасной борьбы. Как только мы решаем, что вывод сил с арабских территорий и из Газы и барьер безопасности принесут нам спокойствие, снова вскрывается наша уязвимость. Ракеты не признают барьеров и границ. Конечно, я спрашиваю себя, в чем смысл того, что Израиль бомбит Газу и Ливан, если никогда не удастся получить даже хлипких гарантий безопасности. На этой неделе меня попросили поставить свое имя под крупным рекламным текстом, осуждающим обстрелы и убийства с обеих сторон, но я решил не делать этого. Почему?
Битва в Ливане вновь ставит в центр внимания отношение к нам большей части западного мира: "Мы можем принять евреев как жертв, но не как бойцов. Мы готовы терпеть евреев в исламе или в Европе, покуда они знают свое место и не пытаются выпячивать себя слишком сильно. Может быть, арабам и не следует обстреливать ракетами поселения и города, но бросьте, у них ведь есть причины для недовольства; и почему евреи только не могут быть хорошими христианами и подставить вторую щеку? Почему эти евреи становятся такими агрессивными?"
Люди думали, что если Израиль выведет свои силы из Газы, палестинцы сосредоточатся на развитии собственной территории и перестанут запускать ракеты по гражданским мишеням в Израиле. Когда Израиль вывел силы из Ливана, люди глупо верили в то, что ливанцы сконцентрируются на мирном построении юга, а не на постройке вооруженной крепости, направленной против Израиля. Почти все (кроме Ирана, Сирии и премьер-министра Ливана), включая суннитские арабские государства, соглашались в том, что "Хизболла" не права, атакуя Израиль. Но никто не был готов разобраться с "Хизболлой". Конечно, они все хотели окончания конфликта и пускают в ход типичную политику уступок. Они испуганы, но бессильны. Поэтому Израиль дает отпор, ибо никакой альтернативы нет.
Скажите мне, что еще должен делать Израиль? Вы можете сказать, что палестинцы хотят лишь государства, а не уничтожения Израиля. Вы можете сказать, и кто-то этому поверит. Но эти парни из "Хизболлы" со своими иранскими казначеями не скрывают того факта, что они хотят уничтожить Израиль. Так что нам делать? Вывести силы без какой-либо перестраховки? Добровольно распустить государство? Принять ислам и быть убитыми шиитом или как шиит? Кому понравится, когда его все ненавидят? Никому. Неужели не поэтому так много евреев ассимилировались, чтобы избежать бремени нашей истории и веры?
Мы можем либо залечь на дно и исчезнуть, либо бороться. И я не подписал рекламного текста не потому, что не согласен с выражаемыми там настроениями, а потому, что не хочу предпринимать в данный момент то, что может быть расценено как психологическая поддержка тем, кто думает, что Израиль не должен реагировать. Но как он должен реагировать? Даже ведя боевые действия, Израиль делает все, что может, чтобы максимально сократить жертвы, хотя в войне бывают и потери от дружественного огня. Многие из наших лучших и смелых погибли именно потому, что Израиль так отчаянно пытался избежать ненужных гражданских жертв. Об этом не прочитаешь в большей части мировой прессы.
Тиша-Б'Ав рассказывает нам о двух вещах. Быть жертвами – это не ответ. Мы выжили лишь потому, что вернулись, и не будем покорно принимать свою участь. Однако боевые действия тоже не всегда правильный ответ. Тиша Б'Ав напоминает нам, что совершаются ужасные ошибки, и политические, и военные, и если мы принимаем неверные решения, мы будем за это страшно наказаны. Ошибки нужно признавать и исправлять. Однако из самых худших кризисов нас выводила воля к жизни. Если мы считаем, что в том, чтобы быть евреями, есть что-то стоящее, что-то стоящее сохранения, тогда, я полагаю, на нынешнем перекрестке человеческих дел нам нужно государство, и оно должно защищать себя. Во всех человеческих созданиях есть что-то божественное, и, когда необходимость заставляет нас вести себя агрессивно и иногда бесчеловечно, тогда мы должны возвратиться к нашим духовным корням, чтобы исправить дисбаланс.
В этом году в Тиша Б'Ав мы должны спросить себя: хотим ли мы бороться за то, чтобы сохранить нашу религию, наше Государство, и ведем ли мы себя так, что заслуживаем этого, и можем ли мы найти иные, лучшие способы достижения наших целей. Или же мы готовы сдаться и потерять все?
Отрицание – это не решение, а предательство молодых мужчин и женщин, которые отдали свои жизни за Государство евреев, которое поднялись на пепле Вавилона, Рима, христианской Европы и Холокоста. Вот почему до Тиша Б'Ав мы читаем три гафтарот из Пророков - гафтарот гнева, несчастья. А после – семь гафтарот успокоения.
Я люблю свою религию. Порой она делает жизнь сложной, но она пытается компенсировать это и заставить вас почувствовать себя лучше после!
|
|